Butiknevest.ru

Морозный портал butiknevest.ru

Музыкальная нотация

Содержание

Музыка́льная нота́ция — систематическая запись нотного текста (партитуры) на бумаге (папирусе, пергаменте, других носителях) или в виде цифрового кода; на протяжении обозримой истории цивилизации (наиболее древние сохранившиеся образцы датированы IV в. до н. э.) — основная форма кодификации музыки.

Принципы музыкальной нотации

  • буквенная (графемы на основе древнегреческого, позже латинского алфавита);
  • невменная (мнемоническая, без точного обозначения звуковысот, но указывающая на агогику, динамику и другие исполнительские нюансы; использовалась главным образом для записи вокального одноголосия в католическом и православном обиходе; в древнерусском богослужении — «крюки» знаменного распева; в средневековой Армении — хазы);
  • линейная (в том числе квадратная, точно фиксирующая высоту). Особенно значима историческая форма линейной нотации — мензуральная, фиксирующая и высоту и ритм, преимущественно для записи многоголосия в средневековой и ренессансной музыке Европы. Иногда в качестве отдельной системы нотации выделяют модальную нотацию XII—XIII веков, которая является предформой мензуральной;
  • табулатура (сокращённая запись для струнных щипковых, старинных клавишных инструментов, для органа);
  • смешанная (дасийная, буквенно-линейная, в ней в IX веке зафиксированы первые образцы европейского профессионального многоголосия; генерал-бас эпохи барокко и джазовая XX века, сочетающие буквенно-цифровую и линейную запись);
  • компьютерная (многие попытки унификации начиная с 1970-х годов; ныне крупнейшими разработчиками программного обеспечения за основу принят формат MusicXML);
  • экспериментальная (различные неунифицированные формы письменной фиксации музыки, применявшиеся в сочинениях авангардистов XX века).

Наибольшее распространение в профессиональной музыке и в элементарном музыкальном образовании получила пятилинейная тактовая нотация, установившаяся в Европе в XVII—XVIII веках.

История

Гимн Аполлону записанный в системе буквенной вокальной нотации (IV век до н. э.). Дельфийский археологический музей, Греция.

О древнейших нотациях доподлинно ничего не известно. Предполагается, что в древнем Вавилоне использовали пиктографическую запись, в Древнем Египте — слоговую. Первые достоверные памятники музыкальной нотации дошли до нас из Древней Греции — по типу они представляют собой образцы буквенной нотации.

Классическая (пятилинейная тактовая) нотация — следствие длительной эволюции музыкальной нотации в Европе. Профессиональное литургические одноголосие записывалось невмами (древнейшие сохранившиеся памятники относятся к IX веку), которые не указывали точной высоты и продолжительности звуков, а только примерный план направления мелодии. Невмы имели свои особенности в разных регионах. В древней Руси разновидностью невменной нотации была крюковая нотация.

К началу XI века невмы стали записывать на линейках. Была введена сначала одна горизонтальная линия, красного цвета, а затем вторая — жёлтого. Гвидо д’Ареццо внедрил в нотное письмо 4 линии. Позднейшие формы невменной нотации содержали точные звуковысотные указания, но по-прежнему не определяли ритмических длительностей (ритм григорианского хорала регулировался просодией). При этом существовало два типа графем: римский (из которого вышли современные обозначения) и готический (использовалась в XIII—XV вв.). В совокупности эта система нотации в позднейшей науке получила название квадратной.

Образец римской квадратной нотации

В конце XII века на смену хоральной нотации пришла так называемая модальная (от лат. modus) нотация, сложившаяся в период Арс антиква в парижской Школе Нотр-Даме. Длительности всех соседних уровней ритмического деления в модальной ритмике подлежали приниципу деления на три, или перфекции (perfectio). Большая длительность именовалась longa, короткая brevis. Модальная запись предусматривала 6 ритмических рисунков, составленных по образцу древнегреческих метрических стоп, эти рисунки и определяли последовательность этих длительностей.

Модальную нотацию изменила мензуральная нотация, которая использовалась примерно в 12501600 годах. Мензуральная нотация не только точно определяла звуковысотные интервалы, но также и ритмические длительности. Постепенно увеличивалось и количество символов, определяющих продолжительность: около 1250 начали использовать semibrevis[1], а затем и более мелкие длительности (около 1280 г., Пьер де ла Круа, или Petrus de Cruce). До 1450 года использовалась «черная нотация» — головки нот закрашивались в черный цвет. После 1450 года постепенно была введена «белая нотация», в которой головки нот большой длительности не закрашивались. Белая нотация насчитывала до 8 длительностей — maxima, longa, brevis, semibrevis, minima, semiminima, fusa или chroma, semifusa или semichroma. В мензуральной нотации кроме отдельных нот появлялись также лигатуры, паузы и другие.

Классический вид музыкальная нотация получила в XVII—XVIII веках, хотя значение некоторых знаков (например, точки после ноты) в старых партитурах создаёт определенные сложности для прочтения музыки современными исполнителями. Во второй половине XX века ряд композиторов стали использовать специфические формы записи для отражения в тексте особых эффектов звучания (звуковых масс, вибрато, дестабилизации звуковысотности т. д.).


См. также

Примечания

  1. Semibrevis (), самый крупный — после довольно устаревшей brevis — вид нот, сохранившихся от мензурального нотного письма; s. — наша целая нота. В 13-м веке s. была еще наименьшей (!) и длительностью равнялась 1⁄2 или 1⁄3 brevis, смотря по обозначенной мензуре


Литература

  • Riemann H. Studien zur Geschichte der Notenschrift. Leipzig, 1878
  • Riemann H. Die Entwickelung unserer Notenschrift. Leipzig, 1881
  • Parrish C. The notation of medieval music. N.Y., 1957
  • Apel W. The notation of polyphonic music, 900—1600. Cambridge, Mass., 1942 (нем., исправл. изд. Leipzig, 1962)
  • Ross T. The Art of Music Engraving and Processing. Miami, 1970.
  • Stäblein B. Schriftbild der einstimmigen Musik // Musikgeschichte in Bildern. Bd. III, Lfg. 4. Leipzig, 1975
  • Stone K. Music Notation in the Twentieth Century. New York, 1980
  • Besseler H., Gülke P. Schriftbild der mehrstimmigen Musik // Musikgeschichte in Bildern. Bd. III, Lfg. 5. Leipzig, 1981
  • Rastall R. The Notation of Western Music. London, 1983; rev. 2nd ed., 1998
  • Барсова И. А. Очерки по истории партитурной нотации. Москва: МГК, 1997
  • Дубинец Е. А. Знаки звуков. О современной музыкальной нотации. Киев, 1999 (систематический обзор современных форм музыкальной нотации)
  • Поспелова Р. Л. Западная нотация XI—XIV веков. Основные реформы (на материале трактатов). М., 2003
  • Gould E. Behind Bars. — London: Faber Music, 2011. — 676 p. — ISBN 978-0-571-51456-4
  • Челобитная Ивана Слободского, «певчаго» Вологодского архиепископа Гавриила, о выдаче нотных книг.


Музыкальная нотация.